Беседа по истории русского портрета
Andrey 16-02-2023, 09:05 69 Основные новости Санкт-Петербург недаром носит имя культурной столицы России. Более 200 музеев приглашают петербуржцев и гостей города познакомиться с самыми разными аспектами материальной культуры человека. Русский музей – крупнейший музей русского изобразительного искусства - один из самых посещаемых.
15 февраля 2023 года со студентами второго курса Ленинградского машиностроительного факультета Академии машиностроения имени Ж.Я Котина группы КИП-121 по рабочей профессии «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (куратор Сергей Владимирович Поздняков) была проведена беседа по истории русского портрета на примере коллекции Русского музея.
Библиотекарь Наталия Юрьевна Терехова рассказала студентам о том, почему русское изобразительное искусство отставало от европейского на несколько веков, и каким удивительным образом первые русские художники преодолели этот разрыв в мастерстве и технике исполнения всего за полвека.
Самые первые русские портреты конкретных личностей, дошедшие до нас, датируются серединой 17 века. Это портреты русских царей династии Романовых и их близких. Русский музей обладает уникальной коллекцией портретов 17 века: портрет царя Алексея Михайловича во время его сватовства ко второй жене Наталье Кирилловне Нарышкиной, где перед нами предстает красавец с пышными усами, в боярском платье, но уже по-европейски чисто выбритый; прижизненные портреты самой Натальи Кирилловны, где мать Петра Великого уже во черном вдовьем одеянии.
Невероятным образом дошли до нас несколько портретов царевны Софьи, «регентши при малолетних государях», которая никогда не была коронована, но заказывала свои портреты в короне, с державой и скипетром в руках. После ссылки Софьи в монастырь Петр приказал уничтожить все изображения Софьи с регалиями, но, тем не менее, несколько изображений уцелело. Если сравнить известную картину Ильи Ефимовича Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» с портретом Софьи из коллекции Русского музея, то становится понятным, что художник использовал именно этот портрет царевны для своего полотна.
Большинство портретов написаны неизвестными придворными художниками, но два портрета были подписаны: портрет Ивана V Алексеевича и портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Так мы узнали имя одного из первых русских портретистов, кому доверяли писать себя царственные особы: это Михаил Чоглоков. Запомним это имя!
Студенты показали неплохие знания по истории, отвечая на вопросы во время беседы. В заключение второкурсники получили предложение посетить Русский музей для расширения своего кругозора в области искусства.
15 февраля 2023 года со студентами второго курса Ленинградского машиностроительного факультета Академии машиностроения имени Ж.Я Котина группы КИП-121 по рабочей профессии «Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики» (куратор Сергей Владимирович Поздняков) была проведена беседа по истории русского портрета на примере коллекции Русского музея.
Библиотекарь Наталия Юрьевна Терехова рассказала студентам о том, почему русское изобразительное искусство отставало от европейского на несколько веков, и каким удивительным образом первые русские художники преодолели этот разрыв в мастерстве и технике исполнения всего за полвека.
Самые первые русские портреты конкретных личностей, дошедшие до нас, датируются серединой 17 века. Это портреты русских царей династии Романовых и их близких. Русский музей обладает уникальной коллекцией портретов 17 века: портрет царя Алексея Михайловича во время его сватовства ко второй жене Наталье Кирилловне Нарышкиной, где перед нами предстает красавец с пышными усами, в боярском платье, но уже по-европейски чисто выбритый; прижизненные портреты самой Натальи Кирилловны, где мать Петра Великого уже во черном вдовьем одеянии.
Невероятным образом дошли до нас несколько портретов царевны Софьи, «регентши при малолетних государях», которая никогда не была коронована, но заказывала свои портреты в короне, с державой и скипетром в руках. После ссылки Софьи в монастырь Петр приказал уничтожить все изображения Софьи с регалиями, но, тем не менее, несколько изображений уцелело. Если сравнить известную картину Ильи Ефимовича Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» с портретом Софьи из коллекции Русского музея, то становится понятным, что художник использовал именно этот портрет царевны для своего полотна.
Большинство портретов написаны неизвестными придворными художниками, но два портрета были подписаны: портрет Ивана V Алексеевича и портрет Натальи Кирилловны Нарышкиной. Так мы узнали имя одного из первых русских портретистов, кому доверяли писать себя царственные особы: это Михаил Чоглоков. Запомним это имя!
Студенты показали неплохие знания по истории, отвечая на вопросы во время беседы. В заключение второкурсники получили предложение посетить Русский музей для расширения своего кругозора в области искусства.
